Конспект музыкально-театрализованного развлечения с детьми 6-7 лет на тему: «Шахматный сон»
Актуальность
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Всё чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?» Оказывается, по плечу.
Наблюдая за детьми своей группы, мы поняли, что у детей имеется огромный интерес и потенциал к игре в шахматы. Мы разработали программу кружковой деятельности на тему «Белый ферзь». В течении двух лет её реализовывали и получили отличные результаты.
Деятельность по реализации программы «Белый ферзь» тесно связали с музыкальной деятельностью, так как считаем, что именно интегрированные занятия в детском саду это одна из наиболее эффективных форм реализации требований государственных образовательных стандартов дошкольного образования. На таких занятиях осуществляется обобщение полученных знаний дошкольников, сформированность их умений и навыков. Интегрированная деятельность делает знания детей глубже, прочнее и направлена на гармоничное, успешное развитие личности. К тому же музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания потешек в раннем возрасте до исполнения вокальных номеров в старщем. Хоровое пение и прослушивание классических композиций, исполнение танцевальных движений в такт мелодии и обучение игре на простых инструментах - эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.
Представленный конспект развлечения является итоговым мероприятием реализации программы кружковой деятельности «Белый ферзь» и представлен в форме сюжетно-игрового занятия, на котором сконструировано слияние игрового и музыкального действия игры в шахматы.
Инновационностью занятия можно выделить не механическую демонстрацию знаний, умений и навыков детьми, а целостное, комплексное, творческое проявление этих знаний через активное музыкальное проявление каждого ребенка.
Сценарий разработан группой педагогов МДОУ «ДС №9 «Журавушка» и построен в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «ДС №9 «Журавушка» и авторской программой «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П.
В занятии учтены дидактические и общепедагогические принципы:
-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий музыкального руководителя, воспитателей и детей);
-принцип активности (поддерживалась мотивация детей и интерес к занятию);
-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
-принцип психологической комфортности.
Всеразвлечение построенона основе игровой ситуации, что помогает педагогам поддерживать благоприятную атмосферу на протяжении всей музыкальной деятельности. В развлечение включена разнообразная интеллектуальная, творческая и практическая деятельность (шахматное построение, перестроение, передача мимики, жестов, интонационной выразительности своего образа).
Цель: формировать у детей стойкий интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур посредством музыки.
Задачи:
- Закрепить знание детей названий шахматных фигур, их передвижений на шахматной доске, умение на ней ориентироваться.
- Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.
- Развивать координацию движений, упражнять в умении согласовывать ритм движений с музыкой в соответствующем темпе.
- Используя театральную постановку формировать и развивать у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, начальное формирование волевого управление поведением.
- Воспитывать чувство коллективизма, способствовать развитию коммуникации детей.
Ход представления.
Действующие лица:
Шахматная доска
Белый и чёрный Король
Белый и чёрный Ферзь
Белая и чёрная Ладья
Белый и чёрный Слон
Белый и чёрный Конь
Белая и чёрная пешка
Девочка Таня
♫ Звучит музыка «Маленькая страна». Выходит, ребёнок, читает стих.
Будет когда-нибудь, поверьте, шахматная стана,
Всяких резных фигур и пешек эта страна полна.
Вдруг посетит нас вдохновенье, шахматы оживут
И в сказочный мир волшебный нас с тобой уведут.
♫ Под музыку «Пусть бегут неуклюже» забегает девочка Таня с шахматной доской в руках.
Таня: Какой замечательный праздник получился сегодня! Мой день рождения! И мне исполнилось семь лет. Папа с мамой подарили мне шахматы. Я так давно хотела научиться играть в эту удивительную игру! Вот сейчас сяду за стол, открою шахматы и ...
Девочка кладёт голову на руку и засыпает.
♫ Звучит таинственная музыка. Расстилается напольное шахматное полотно. Выходят участники праздника в шахматных костюмах.
Белый Король: Здравствуйте, Ваше Величество!
Чёрный Король: Здравствуйте, Ваше Величество!
Белый Король: Приглашаю Вас на бал!
Чёрный Король: Благодарю Вас, сударь!
♫ Танец шахматных фигур (менуэт).
Шахматные фигуры рассаживаются на свои места, остаётся шахматная доска. Звучит волшебная музыка, Таня просыпается, ходит, рассматривает.
Таня: Интересно, куда это я попала?
Шахматная доска: Ты попала на шахматный бал. А ты кто такая? На шахматную фигуру вроде не похожа...
Таня: Я не шахматная фигура, я девочка. А ты кто такая?
Шахматная доска: Я Шахматная доска.
♫ Все фигуры встают. Исполняют песню «Гениальная игра».
Фигуры садятся.
Шахматная доска: Внимание, а сейчас начинаем парад шахматных фигур. Встречайте первых гостей!
Выходят пешки.
Белая пешка: Маленькая, удаленькая, всё поле прошла, и фигуру нашла.
Чёрная пешка: Один раз погибает, а два раза родится?
Белая Пешка: А в какие фигуры может превратиться пешка? (Ладья, Конь, Ферзь).
Чёрная пешка: А в какие фигуры пешка превратиться не может? (В Короля).
Белая пешка: Пешка - маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
Чёрная пешка: Всю доску пройти должна пешка до конца -
Превратится там она в генерала, не в бойца.
Пешки садятся на места. Выходят Ладьи.
Белая Ладья: Стою на самом краю, путь откроют - пойду.
Чёрная Ладья: Только прямо хожу, так зовут, не скажу.
Белая Ладья: По полям какого цвета ходит ладья? (Чёрного и белого цвета).
В начале партии скромны прямолинейные Ладьи.
Чёрная Ладья: Но только вскроется сперва хотя бы линия одна,
Прорвёмся мы в тылы врага.
Ладьи садятся на места. Выходят Слоны.
Белый Слон: Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой он ходит, хоботом он водит.
Чёрный Слон: Два братца в одной армии служат,
А встретиться не могут. (Чёрнопольные и белопольные слоны).
Белый Слон: Если слон на белом поле, встал вначале, не забудь.
Он другой не знает доли - знает только белый путь.
Чёрный Слон: А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный чёрной тропкой Слон такой.
Шахматная доска: Пусть темнота и нету света,
Таня узнай фигуру, та ли эта.
В мешочке лежат шахматы. Таня угадывает фигуры. Последним достается Конь.
Таня: А это что за фигура?
Выходят кони.
Белый Конь: Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь.
Чёрный Конь: Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это: (Конь)
♫ Исполняется песня «Конь».
Кони садятся. Выходят Ферзи.
Белый Ферзь: Черный Ферзь свой любит цвет
Другого правила здесь нет.
Очень важен Ферзь игрок
У Ферзя и шаг широк.
Черный Ферзь: Для белого нет цвета белого милей
Напротив, друг друга встанем смелей
Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон
Наискосок и прямо ходит он.
Вместе: Ферзь очень опасен вблизи и вдали
Ты больше вниманья Ферзю удели.
Шахматная доска: Представляются Белый и Чёрный короли они во всех языках обозначают верховного правителя.
Белый Король: Я - важный шахматный Король,
Беру над своим войском шефство.
Пока я жив, играю роль,
И процветает королевство.
Чёрный Король: Я всегда в начале боя
Стою отважно в центре строя.
Что ж, пора нам бал начать
Все фигуры в сборе
Подождем мы воевать
Станцуем на шахматном поле!
♫ Танец «Короли ночной вероны».
Таня: Какой удивительный сон мне приснился.
Шахматы - это интересно и для головы полезно,
Шахматы - это обучение, шахматы - это развлечение.
Это множество друзей, а с друзьями веселей.
Список использованной литературы:
- Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80.
- Основная общеобразовательная программа МДОУ «ДС №9 «Журавушка».
- Подгаец О. «Прогулки по белым и черным полям». - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 189.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приложение №1
- Песня «Гениальная игра».
1 куплет:
Вся в квадратах - белых, чёрных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных -
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют -
Гениальная игра!
Припев: А-а, шахматы лучшая в мире игра.
А-а, в шахматы всем научиться пора.
А-а, чтобы в шахматы играть,
А-а, нужно все о них узнать.
А-а, и все время побеждать.
2 куплет:
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай, словно в мир чудесной сказки,
В чёрно - белый этот край.
Я волшебная Доска, но без фигур и мне тоска.
Зовите Пешек и всех, всех, всех,
В сражениях их ждёт успех!
Припев: А-а, шахматы лучшая в мире игра.
А-а, в шахматы всем научиться пора.
А-а, чтобы в шахматы играть,
А-а, нужно все о них узнать.
А-а, и все время побеждать.
- Песня «Конь».
1 куплет
Не мила Коню неволя,
Перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля
Совершает он прыжок.
Припев:Прыгнет Конь, подковы звяк!
Необычен каждый шаг;
Буква «Г» и так и сяк
Получается зигзаг.
2 куплет
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнёт из-за спины.
Припев. Прыгнет Конь, подковы звяк!
Необычен каждый шаг;
Буква «Г» и так и сяк
Получается зигзаг.