Конспект музыкально-театрализованного развлечения с детьми 6-7 лет на тему: «Шахматный сон»

04.02.2022

Актуальность

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.

Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Всё чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?» Оказывается, по плечу.

Наблюдая за детьми своей группы, мы поняли, что у детей имеется огромный интерес и потенциал к игре в шахматы. Мы разработали программу кружковой деятельности на тему «Белый ферзь». В течении двух лет её реализовывали и получили отличные результаты.

Деятельность по реализации программы «Белый ферзь» тесно связали с музыкальной деятельностью, так как считаем, что именно интегрированные занятия в детском саду это одна из наиболее эффективных форм реализации требований государственных образовательных стандартов дошкольного образования. На таких занятиях осуществляется обобщение полученных знаний дошкольников, сформированность их умений и навыков. Интегрированная деятельность делает знания детей глубже, прочнее и направлена на гармоничное, успешное развитие личности. К тому же музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания потешек в раннем возрасте до исполнения вокальных номеров в старщем. Хоровое пение и прослушивание классических композиций, исполнение танцевальных движений в такт мелодии и обучение игре на простых инструментах - эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Представленный конспект развлечения является итоговым мероприятием реализации программы кружковой деятельности «Белый ферзь» и представлен в форме сюжетно-игрового занятия, на котором сконструировано слияние игрового и музыкального действия игры в шахматы.

Инновационностью занятия можно выделить не механическую демонстрацию знаний, умений и навыков детьми, а целостное, комплексное, творческое проявление этих знаний через активное музыкальное проявление каждого ребенка.

Сценарий разработан группой педагогов МДОУ «ДС №9 «Журавушка» и построен в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «ДС №9 «Журавушка» и авторской программой «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П.

В занятии учтены дидактические и общепедагогические принципы:

-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий музыкального руководителя, воспитателей и детей);

-принцип активности (поддерживалась мотивация детей и интерес к занятию);

-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

-принцип психологической комфортности.

Всеразвлечение построенона основе игровой ситуации, что помогает педагогам поддерживать благоприятную атмосферу на протяжении всей музыкальной деятельности. В развлечение включена разнообразная интеллектуальная, творческая и практическая деятельность (шахматное построение, перестроение, передача мимики, жестов, интонационной выразительности своего образа).

Цель: формировать у детей стойкий интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур посредством музыки.

Задачи:

- Закрепить знание детей названий шахматных фигур, их передвижений на шахматной доске, умение на ней ориентироваться.

- Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.

- Развивать координацию движений, упражнять в умении согласовывать ритм движений с музыкой в соответствующем темпе.

- Используя театральную постановку формировать и развивать у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, начальное формирование волевого управление поведением.

- Воспитывать чувство коллективизма, способствовать развитию коммуникации детей.

Ход представления.

Действующие лица:

Шахматная доска

Белый и чёрный Король

Белый и чёрный Ферзь

Белая и чёрная Ладья

Белый и чёрный Слон

Белый и чёрный Конь

Белая и чёрная пешка

Девочка Таня

Звучит музыка «Маленькая страна». Выходит, ребёнок, читает стих.

Будет когда-нибудь, поверьте, шахматная стана,

Всяких резных фигур и пешек эта страна полна.

Вдруг посетит нас вдохновенье, шахматы оживут

И в сказочный мир волшебный нас с тобой уведут.

♫ Под музыку «Пусть бегут неуклюже» забегает девочка Таня с шахматной доской в руках.

Таня: Какой замечательный праздник получился сегодня! Мой день рождения! И мне исполнилось семь лет. Папа с мамой подарили мне шахматы. Я так давно хотела научиться играть в эту удивительную игру! Вот сейчас сяду за стол, открою шахматы и ...

Девочка кладёт голову на руку и засыпает.

♫ Звучит таинственная музыка. Расстилается напольное шахматное полотно. Выходят участники праздника в шахматных костюмах.

Белый Король: Здравствуйте, Ваше Величество!

Чёрный Король: Здравствуйте, Ваше Величество!

Белый Король: Приглашаю Вас на бал!

Чёрный Король: Благодарю Вас, сударь!

♫ Танец шахматных фигур (менуэт).

Шахматные фигуры рассаживаются на свои места, остаётся шахматная доска. Звучит волшебная музыка, Таня просыпается, ходит, рассматривает.

Таня: Интересно, куда это я попала?

Шахматная доска: Ты попала на шахматный бал. А ты кто такая? На шахматную фигуру вроде не похожа...

Таня: Я не шахматная фигура, я девочка. А ты кто такая?

Шахматная доска: Я Шахматная доска.

♫ Все фигуры встают. Исполняют песню «Гениальная игра».

Фигуры садятся.

Шахматная доска: Внимание, а сейчас начинаем парад шахматных фигур. Встречайте первых гостей!

Выходят пешки.

Белая пешка: Маленькая, удаленькая, всё поле прошла, и фигуру нашла.

Чёрная пешка: Один раз погибает, а два раза родится?

Белая Пешка: А в какие фигуры может превратиться пешка? (Ладья, Конь, Ферзь).

Чёрная пешка: А в какие фигуры пешка превратиться не может? (В Короля).

Белая пешка: Пешка - маленький солдат, лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.

Чёрная пешка: Всю доску пройти должна пешка до конца -

Превратится там она в генерала, не в бойца.

Пешки садятся на места. Выходят Ладьи.

Белая Ладья: Стою на самом краю, путь откроют - пойду.

Чёрная Ладья: Только прямо хожу, так зовут, не скажу.

Белая Ладья: По полям какого цвета ходит ладья? (Чёрного и белого цвета).

В начале партии скромны прямолинейные Ладьи.

Чёрная Ладья: Но только вскроется сперва хотя бы линия одна,

Прорвёмся мы в тылы врага.

Ладьи садятся на места. Выходят Слоны.

Белый Слон: Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой он ходит, хоботом он водит.

Чёрный Слон: Два братца в одной армии служат,

А встретиться не могут. (Чёрнопольные и белопольные слоны).

Белый Слон: Если слон на белом поле, встал вначале, не забудь.

Он другой не знает доли - знает только белый путь.

Чёрный Слон: А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный чёрной тропкой Слон такой.

Шахматная доска: Пусть темнота и нету света,

Таня узнай фигуру, та ли эта.

В мешочке лежат шахматы. Таня угадывает фигуры. Последним достается Конь.

Таня: А это что за фигура?

Выходят кони.

Белый Конь: Мы ушасты и гривасты,

Смело скачем сквозь огонь.

Чёрный Конь: Ну, отгадывай, не хвастай:

Да конечно это: (Конь)

♫ Исполняется песня «Конь».

Кони садятся. Выходят Ферзи.

Белый Ферзь: Черный Ферзь свой любит цвет

Другого правила здесь нет.

Очень важен Ферзь игрок

У Ферзя и шаг широк.

Черный Ферзь: Для белого нет цвета белого милей

Напротив, друг друга встанем смелей

Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон

Наискосок и прямо ходит он.

Вместе: Ферзь очень опасен вблизи и вдали

Ты больше вниманья Ферзю удели.

Шахматная доска: Представляются Белый и Чёрный короли они во всех языках обозначают верховного правителя.

Белый Король: Я - важный шахматный Король,

Беру над своим войском шефство.

Пока я жив, играю роль,

И процветает королевство.

Чёрный Король: Я всегда в начале боя

Стою отважно в центре строя.

Что ж, пора нам бал начать

Все фигуры в сборе

Подождем мы воевать

Станцуем на шахматном поле!

♫ Танец «Короли ночной вероны».

Таня: Какой удивительный сон мне приснился.

Шахматы - это интересно и для головы полезно,

Шахматы - это обучение, шахматы - это развлечение.

Это множество друзей, а с друзьями веселей.

Список использованной литературы:

  • Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80.
  1. Основная общеобразовательная программа МДОУ «ДС №9 «Журавушка».
  • Подгаец О. «Прогулки по белым и черным полям». - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 189.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приложение №1

  1. Песня «Гениальная игра».

1 куплет:

Вся в квадратах - белых, чёрных -

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных -

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют -

Гениальная игра!

Припев: А-а, шахматы лучшая в мире игра.

А-а, в шахматы всем научиться пора.

А-а, чтобы в шахматы играть,

А-а, нужно все о них узнать.

А-а, и все время побеждать.

2 куплет:

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай, словно в мир чудесной сказки,

В чёрно - белый этот край.

Я волшебная Доска, но без фигур и мне тоска.

Зовите Пешек и всех, всех, всех,

В сражениях их ждёт успех!

Припев: А-а, шахматы лучшая в мире игра.

А-а, в шахматы всем научиться пора.

А-а, чтобы в шахматы играть,

А-а, нужно все о них узнать.

А-а, и все время побеждать.

  1. Песня «Конь».

1 куплет

Не мила Коню неволя,

Перед ним простор широк.

Очень ловко на два поля

Совершает он прыжок.

Припев:Прыгнет Конь, подковы звяк!

Необычен каждый шаг;

Буква «Г» и так и сяк

Получается зигзаг.

2 куплет

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнёт из-за спины.

Припев. Прыгнет Конь, подковы звяк!

Необычен каждый шаг;

Буква «Г» и так и сяк

Получается зигзаг.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать