Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию на тему:«Веселое путешествие на электромобилях»для детей 5-6 летАвтор:Сафонык Виктория Станиславовна, воспитатель
Цель: развитие математических способностей детей посредством интеллектуальных игр.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей анализировать объекты по форме, величине, цвету и пространственному расположению;
-учить детей создавать объект из геометрических фигур соблюдая логическую цепочку;
-продолжать учить детей находить признаки предметов и классифицировать объекты по трем признакам (цвет, форма, величина).
Развивающие:
-развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление, способность целенаправленно размышлять, рассуждать, осуществлять последовательные умственные действия;
Воспитательные:
-воспитывать у детей стремление к достижению заданного игрового результата, готовность прийти на помощь; познавательное отношение к окружающему.
Предварительная работа: проведение дидактических игр «Рассели ёжиков», «Найди фигуру»; развивающие игры «Круги Эйлера», «Танграмм»; рассматривание «Энциклопедии для дошкольников» глава «Транспорт. Строительство».
Материалы и оборудование: плоскостные фигуры машин в виде геометрических фигур по количеству детей, (отличные по трем признакам: цвет, форма, величина), плоскостные ключей из картона с нарисованными на них схемами, обозначающими три признака машины, таблица «Дом гномиков», проектор, экран, презентация (Таня, Ваня; Светофор; пенёк с шестью опятами ,елка с тремя грибочками; болото с мостиком из геометрических фигур построенных с учётом логической цепочки; лужайка с двумя гномиками-строителями и недостроенный дом, достроенный дом с гномиками, склад товаров в банках(четырёх цветов, на трёх полках ), обручи желтого и зелёного цветов, блоки Дьенеша.
Планируемые результаты: дети свободно выделяют предметы по трем признакам, удерживают в памяти нужное условие задания и сосредоточенно его выполняют, согласованно работают в коллективе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Обратите внимание на слайд, кто ещё к нам пришёл? (Ответы детей).
Воспитатель: Таня с Ваней собрались поехать к гномикам, чтобы помочь им достроить свой дом. А так как гномики живут на лужайке за лесом, рядом с болотом, то решили поехать на электромобилях.
Воспитатель: Вы знаете что такое электромобили? (Ответы детей).
Воспитатель: Двигатели электромобилей работают без бензина. Ребята, как вы думаете, на чем же они работают? (Ответы детей).)
Воспитатель: Верно, такие транспортные средства работают на электроэнергии и поэтому не загрязняют атмосферу нашей планеты.
Воспитатель: Ребята, но Ваня нечаянно перемешал в кармане все ключи от машин. Что делать? (Ответы детей).
Проводится дидактическая игра «Найди машинку»
Воспитатель: Для каждого из вас на столах лежат электромобили и ключи. Возьмите любой ключ и подберите нужную машину согласно схеме на ключе.
Воспитатель: Все нашли свои машины? (Ответы детей).
Вопросы к детям:
1.Назови какую машину ты подобрал? (Ответ).
2. Почему именно эту машину ты выбрал? (Ответ).
Воспитатель: Замечательно, Ваня говорит вам спасибо. Сложите машинки на поднос. И так, отправляемся в путешествие.
Воспитатель: Но, Таня напоминает, что не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько, светофор? (Ответы).
Воспитатель: На какой цвет поедем? (Ответы).
Дети идут по кругу, проговаривая текс:
У нас машины разные БИ-БИ-БИ
Зеленые и красные БИ-БИ-БИ
Машины за машинами БИ-БИ-БИ
Шумят своими шинами БИ-БИ-БИ.
Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали на полянку. На ней растут грибы.
1.Три больших, три маленьких
Маленьких удаленьких-
Целая семья опят
Сколько их на пне сидят? (Ответы).
2.У пенёчков шесть грибочков,
А под ёлкой - три.
Сколько же всего грибочков
Быстро мне скажи? (Ответы).
Воспитатель: Ребята, Ваня и Таня хвалят вас. Вы очень здорово умеете считать.
Воспитатель: Поехали дальше.
У нас машины разные БИ-БИ-БИ
Зеленые и красные БИ-БИ-БИ
Машины за машинами БИ-БИ-БИ
Шумят своими шинами БИ-БИ-БИ.
Воспитатель: Мы приехали к болоту.
-Вот болотце на пути
Тут ребятам не пройти!
Надо мост достроить нам,
Чтоб проехали мы там.
Воспитатель: Рассмотрите мост, какие геометрические фигуры вы видите? (Ответы).
Воспитатель: Я вам предлагаю продолжить ряд. Как вы думаете, какая фигура должна быть следующей? (Ответы).
Воспитатель: Все согласны?
Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур»
Воспитатель: Таня с Ваней говорят, что вы молодцы. Достроили красивый мост из геометрических фигур, выстроенных в логическую цепочку.
Воспитатель:
Посмотрите, под мостом
Живут майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (Ответы).
Воспитатель: Молодцы! Поехали дальше.
У нас машины разные БИ-БИ-БИ
Зеленые и красные БИ-БИ-БИ
Машины за машинами БИ-БИ-БИ
Шумят своими шинами БИ-БИ-БИ
Воспитатель: Вот мы и приехали к гномикам. Видим, что дом действительно не достроен. Как мы можем поможем помочь гномикам, чтобы скорее его достроить? (Ответы).
Воспитатель: Все согласны помочь строителям рассортировать строительные блоки?
Воспитатель: Подходите к столу. Положите два обруча так, чтобы образовались три отдельных области, то есть пересечения. Затем разложите блоки так, чтобы одному строителю достались только желтые блоки, их надо положить в жёлтый обруч, а для другого строителя нужны только квадратные блоки, их надо положить в зелёный обруч.
Дидактическая игра «Сортируем блоки»
Воспитатель: Ребята, какие фигуры вы положили в желтый обруч? (Ответы).
Воспитатель: Ребята, какие фигуры вы положили в зеленый обруч? (Ответы).
Воспитатель: Назовите фигуры, которые лежат и в желтом и в зеленом обруче? (Ответы).
Воспитатель: Как называется эта область? (Ответы).
Воспитатель: Верно, ребята эта область называется пересечением. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, строители благодаря вам быстро закончили строить дом и в нём уже поселились гномики, но посмотрите, здесь 3 грустных гномика, как вы думаете почему? (они потерялись)
Воспитатель: Как вы думаете, в какой квартире, на каком этаже живет этот человечек? Какой человечек живет на первом этаже?
Дети подбирают человечков по цвету костюма и волос по двум признакам.
Воспитатель: Почему вы думаете, что человечек живет на втором этаже? (Ответы).
Воспитатель: Верно, на втором этаже живут все человечки в синих комбинезонах, а на третьем - в красных. Таня и Ваня говорят, что вы молодцы, не оставили гномиков в беде! А они в благодарность хотят с вами поиграть.
Проводится физкультминутка «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом (руки вверх, изображая крышу) Чтоб окошко было в нем (повороты головой влево, вправо) Чтоб у дома была дверь (наклоны вперед) чтоб в саду росла сирень (тянутся на носочках вверх)
Чтоб был большой забор (приседания) Пес ворота охранял (приседания) Чтоб на травке жил жучек Бегал быстрый паучок (легкий бег га месте).
Воспитатель: Замечательно отдохнули. А теперь давайте попрощаемся с гномами-человечками и поедем в детский сад.
Воспитатель: У нас машины разные БИ-БИ-БИ
Зеленые и красные БИ-БИ-БИ
Машины за машинами БИ-БИ-БИ
Шумят своими шинами БИ-БИ-БИ
Воспитатель: Стоп машина! Ребята, бортовой компьютер показывает неполадки у трех электромобилей. Как вы думаете, в чем дело? (Варианты ответов.)
Воспитатель: Ребята, вы совсем забыли, наши электромобилям не нужен бензин и с колесами всё в порядке. Машинам нужно моторное масло для смазки двигателя. Где же ближайший склад? Нужно вернуться немного назад, мы его только что проехали!
Воспитатель: Странно, склад открыт, а кладовщика нет? Но есть записка. Прочитаем, что здесь написано: «Ребята, моторное масло находится в маленькой баночке, не желтого и не зеленого цвета. На полке с большой банкой его искать не стоит. В ряду, где оно стоит, точно нет ничего синего». Ребята, как вы думаете, на какой полке нет масла? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, верно на верхней полке нет масла.
Воспитатель: Здесь ещё написано, что на полке, где оно стоит, точно нет ничего синего. Назовите эту полку, ребята. (Ответы).
Воспитатель: Ребята, верно это нижняя полка.
Воспитатель: На какой полке стоит банка?
Воспитатель: Ребята, верно это средняя полка.
Воспитатель: Ребята, а что сказано о цвете банки? (Ответы).
Воспитатель: Верно, она не желтого и не зеленого цвета. Значит какая?
Воспитатель: Да, ребята, фиолетовая.
Воспитатель: Догадались, какая это банка? (Ответы).
Воспитатель: Молодцы, это маленькая фиолетовая банка.
Воспитатель: Вот теперь все в порядке, можем возвращаться в детский сад.
У нас машины разные БИ-БИ-БИ
Зеленые и красные БИ-БИ-БИ
Машины за машинами БИ-БИ-БИ
Шумят своими шинами БИ-БИ-БИ
Воспитатель: Приехали. Выходите, ребята, из электромобилей.
Рефлексия
Воспитатель: Что вам понравилось в путешествии?
Что для вас было трудным?
Что нового вы узнали?
Воспитатель: Таня с Ваней рады, что вы оказали помощь тем, кто в ней нуждался, спасибо вам и до свидания!