Конспект познавательного занятия на тему: «Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности» для детей 5-6 лет

06.01.2022

Цель: Развитие познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с русской письменностью и ее создателях.

Задачи:

- Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

-Познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки; пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.

- Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.

-Сформировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

-Воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки.

- Воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного отношения к родному языку.

Словарная работа: Россия, предки, кириллица, буквицы, Русь, славяне, писало.

Материал и оборудование: презентация «Кирилл и Мефодий-просветители», отпечатанные буквы по количеству детей, карандаши по количеству детей, музыка «колокольный звон».

Методические приемы: загадки, вопросы, наглядность, просмотр слайдов, самостоятельная работа детей по украшению букв.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель. Ребята, наши герои, Ежик и Лисенок, отправились в очередное путешествие. Посмотрите на доску, как вы думаете, куда они отправились? (слайд №2) (ответы детей).

Воспитатель. Да в библиотеку. Ребята, а вы знаете, что с помощью книг тоже можно путешествовать. Как вы думаете куда можно путешествовать? (ответы детей).

Воспитатель. Сегодня Ежик предлагает вместе с ними отправиться в необычное путешествие, путешествие в прошлое нашей страны и узнать, кто создал первую азбуку. (Слайд№3) Вы хотите это узнать? Тогда в путь.

Физразминка «Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками вправо-влево.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Воспитатель. Молодцы! Вот и началось наше путешествие.

Воспитатель. Ребята мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия! Как называется наша страна где мы с вами живем? (ответы детей).

Воспитатель. Много лет назад Россия называлась иначе - Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Кто такие предки? (ответы детей).

Воспитатель. Согласна с вами предки - это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Как называлась наша страна в древности? (ответы детей).

Воспитатель. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

Славяне на какое слово похоже?

Воспитатель. Верно, славяне - означает славный народ.

Воспитатель. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. (Слайд№4)

Воспитатель. Много лет назад в далекой Греции в городе Солуни жила семь по фамилии Моравские. Отца звали Лев, мать Мария. И было у них 7 детей. Старшего звали Михаил, по - церковному Мефодий, а самого младшего Константин, по - церковному Кирилл. Их отец служил военным. Он был хорошим воином.

Воспитатель. Мефодий пошел по пути своего отца и стал хорошим военным. В чине воеводы служил 10 лет, а затем решил уйти в монастырь на горе Олимп.

Воспитатель. Кирилл был слабенький, болезненный, но самый умный, способный и прилежный к учебе.Учился он у лучших учителей, знал много языков. Его назвали Философом Мудрым. Кирилла назначили хранителем библиотеки при храме святой Софии, но вскоре он удалился в монастырь на Черном море.

Воспитатель. Были они люди мудрые, очень образованные, хорошо знали священное писание и славянский язык. Славяне в ту пору не имели собственных букв, не было у них азбуки. Тогда славянский князь Ростислав пригласил Кирилла и Мефодия, чтобы они создали славянскую азбуку. (Слайд№5)

Воспитатель. Братья вначале горячо помолились перед иконой пресвятой Богородицы, чтобы она помогла придумать для славян буквы.

В храме было тихо, мерцали свечи, в окно смотрели крупные южные звёзды. У Кирилла на душе стало легко и радостно, он почувствовал, что его молитву услышала Сама Богородица.

Воспитатель. После молебна братья приступили к созданию славянской азбуки. Сорок дней трудились они. Наконец Кирилл написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было слово».

Воспитатель. Так Кирилла и Мефодия на славянской земле перевели слово Божье на славянский язык.

Теперь славянские народы получили письменность и могли читать и писать, так Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку-кириллицу.

Воспитатель. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя, и обозначало цифру.

Воспитатель. Посмотрите по внимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Слайд№6)

Воспитатель. Это Буква Аз. Назовите слова, которые начинаются с неё? (дети называют).

Воспитатель. А это букваБуки, вспомните, сколько вкусных слов начинаются с этой буквы. Назовите их. (дети называют).

Воспитатель. А теперь назовите их по порядку, что получилось? (Предположения детей).

Воспитатель. Получилось слово «Азбука».

Воспитатель. А это буква Глаголь, а что она обозначает? Как вы думаете, ребята? (Размышления детей).

Воспитатель. Ребята, глаголить - значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Воспитатель. Эта буква Добро. Доброта - лучшая черта характера человека. Что значит быть добрым? (Размышления детей).

Воспитатель. Расскажите стихи про доброту. Вы их подготовили.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель. А эта буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Воспитатель. Мудрая буква Мыслете и приготовила вам загадки. Слушайте внимательно, а ответы найдете вокруг себя.

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы)

3. Первая книжка для малышей.

Учит - мучит, а научит - радует. (Азбука)

4. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? (Мы - славяне)

Воспитатель. А эта буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова «Русь».

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым...

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Воспитатель. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

Воспитатель. На слайде (Слайд№7) изображен монах - писец. Раньше книги не печатали, как сейчас, а писали вручную. Писцы старались делать работу очень хорошо, с молитвой, с любовью. Книгу украшали рисунками, красивыми заглавными буквами с причудливыми орнаментами с позолотой и такие буквы в начале текста и называли буквицами. (Слайд№8)

Воспитатель. Хотите сейчас поработать писцами, как братья Кирилл и Мефодий и украсить свои буквицы?

Воспитатель. Тогда вы сейчас выберите себе по одному листочку с буквой, присядете за стол и украсите свою букву, превратив её в буквицу, можете использовать различные варианты штриховки, узоры. Итак, вы - писцы и должны будете раскрасить свою букву, превратив её в буквицу.

Музыка «Колокольный звон». Дети выходят в круг со своими буквицами.

Воспитатель. Ребята, что у вас в руках? (Ответы детей).

Воспитатель. Верно, буквица, это первая буква текста.

Воспитатель. Письменность - это настоящее сокровище, которым овладел человек. Буквы учат нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

По всей стране и многих странах установили памятники славянским просветителям Кириллу и Мефодию. (Слайд№9). В Москве памятник создал скульптор В. Клыков с неугасимой лампадой: и надписью: «Они служили свету Христову».

Рефлексия:

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

-Кто создал первую азбуку?

-Что вам понравилось?

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать