Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром через декоративно-прикладное творчество для детей 3-4 лет на тему: «Гжель. Украшаем игрушку»

09.02.2022

Пояснительная записка

Актуальность

Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней нужно знать его историю и культуру. Поэтому очень важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, используя наследие своего народа.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего возраста. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчёта, учить познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывать чувства доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Цель воспитания детей средствами изобразительного искусства являются их нравственное совершенствование, формирование духовного мира, развитие творческого потенциала ребёнка.

В результате проведения занятия «Гжель. Роспись игрушки» дети познакомились с искусством Гжели, научились передавать простейшие элементы узора (точки, линии, капельки), самостоятельно выбирать цвет. Повысился интерес к декоративно-прикладному творчеству, появилось чувство гордости и уважения к народным умельцам.

«Гжель. Украшаем игрушку»

Цель: Приобщение детей 3-4 лет к декоративно-прикладному искусству Гжели через ознакомление с окружающим миром.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей через беседу с историей возникновения Гжельского промысла, о декоративно-прикладном искусстве Гжели.
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Учить детей рассматривать и выделять элементы Гжельской росписи, учить рисовать мотивы Гжельской росписи «точки», «линии», «капельки».
  • Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью, учить видеть красоту цвета в народных игрушках.

Развивающие:

  • Развивать диалогическую речь в беседе со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать эстетическое восприятие, творческие способности, мелкую моторику, плавность движения руки.
  • Освоить простые элементы росписи (точки, капельки, линии).

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду, нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам.
  • Воспитывать чувство уважения к мастерам народного творчества и отображению впечатлений.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы пойдём в гости к кукле (показываю куклу в нарядном платье с гжельским узором). Как вы думаете, как её зовут?

Дети: Не знаем. Кукла, как тебя зовут?

Воспитатель: Гжелочка - меня зовут - Гжелочка. Ребята, я хочу показать вам много красивых предметов. (подводит ребят к столу где стоит много посуды и игрушек).

«Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, издали пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.»

Воспитатель: Вы знаете где изготавливают эту посуду и игрушки?

Дети: Нет.

Воспитатель: В поселке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, и научились изготавливать такие прекрасные изделия. Вся эта посуда, игрушки изготовлены из глины, а чтобы она была прочная её обжигают в печи при высокой температуре.

Воспитатель: А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети: Да.

Воспитатель: Если посуда легко бьётся, то посуда какая?

Дети: Хрупкая.

Воспитатель: Да, с этими изделиями надо обращаться бережно. Все поделки сначала были покрашены белой краской, а затем на них были нанесены узоры. Какую краску использовали мастера для украшения фигурок?

Дети: Синий, белый, голубой.

Гжелочка: Полюбуйтесь, какой узор при этом получается. Узор на гжельской посуде состоит из цветов, полосок, точек. А вы знаете, почему именно голубой и синий цвет выбрали мастера для своих изделий?

Дети: Нет.

Гжелочка: Присаживайтесь на ковёр и послушайте сказку-историю.

Как-то Зима поспорила с Весной, кто из них лучшая художница. Зима говорила: «Я лучше рисую, у меня в подручных Дед Мороз! Как стукнет посохом об землю - всё узорами покрывается: и земля, и вода, и деревья, и даже окна в человеческих домах!» А Весна ей отвечает: «А как я прихожу - все твои узоры пропадают и земля раскрашивается разноцветными узорами из цветов и листьев!» А Зима ей: «Так только земля и деревья! А я всё заморожу1» А Весна: «А у тебя всё только белое и синее, а у меня красок больше и узоры самые разные из цветов!» Спорили они, спорили, никак не могут договориться, кто лучше рисует. Пошли они к Ивану-гончару, чтобы он их спор разрешил. Выслушал их гончар и говорит: «Научи-ка, ты, Зима, меня белую и синюю краски замешивать, а ты, Весна, цветы вырисовывать. А то я никак не могу разобрать - кто же лучше». Научили его Зима и Весна своим умениям, а гончар расписал кувшин необыкновенной красоты: на белом фоне синие цветы. Стали люди по всему миру покупать такие блюда да кувшины, чайники да чашки. Посмотрели Зима и Весна на кувшин и сказали: «Не мы лучшие, а Иван-гончар. И села, и города его цветами украшены». И ушли восвояси. А узоры те до сих пор люди рисуют, посуду, игрушки и дома свои украшают... Вот такая история. И правда, этот промысел до сих пор живёт. Дети, понравилась вам моя сказка?

Дети: Да.

Гжелочка: Давайте немного поиграем:

Физкультминутка.

По солнышку, по солнышку,

Дорожкой голубой.

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (ходьба на месте, взмахи руками)

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (повороты на право, на лево)

Гжелочка: Ребята, посмотрите как можно украсить изделия.

Воспитатель показывает способы росписи: «точки», «капельки», «линии», обращая внимание детей на то, что узор должен располагаться равномерно.

Гжелочка: А чем ещё можно нарисовать «точки»?

Дети: Ушной палочкой.

Гжелочка: Совершенно верно. Давайте украсим игрушки такими яркими узорами, будете как настоящие гжельские мастера.

Дети садятся за столы, выполняют роспись игрушек. Рисунки вывешиваются на стенд, дети рассматривают и любуются своими изделиями.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня были мастерами по росписи игрушек. Вам понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие узоры в росписи вы использовали?

Дети: Точки, линии, капельки.

Воспитатель: Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут?

Дети: Гжель.

Воспитатель: Посмотрите, художник изобразил все этапы изготовления игрушек и посуды промысла Гжель, но перепутал их местами, попробуйте их расставить по порядку.

Дети расставляют картинки по порядку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы запомнили все этапы изготовления игрушек.

Гжелочка: Ах, какие замечательные узоры получились у вас! Такими узорами можно украсить любую поделку, она сразу станет очень красивой. Вы сегодня очень хорошо потрудились, молодцы! А я с вами прощаюсь, но обязательно приду к вам ещё раз в гости.

Литература:

1. «Небесная лазурь»: М. А. Боброва //авторская сказка/ Дошкольное воспитание. СПб. 2006.

2. «Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/С. Н. Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005.

3. «Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7 лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М.: Издательский дом Карапуз, 2008.

4. «Родное Подмосковье» В. Мишакова //Ребёнок в детском саду. 2003 №5

5. «Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7 лет/ Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М. Мозаика - Синтез, 2003.


Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать