Познавательно-исследовательский проект на тему: «Природная палитра»

15.01.2022

«Общение с цветом делает образ мыслей и

вообще человека благороднее,

оживляет чувство к природе и жизнь в ней»

Ф. Фребель.

Введение

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе художественного творчества совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно использовать их.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность в детском саду.

Можно сказать, что рисование даёт возможность выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Знания детей о цвете дают ему возможность изобразить предметы окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Даже рисуя, ребёнок может проявлять интерес к эксперименту и исследовательской деятельности. Ребёнок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы, который интересует и удивляет его, будит воображение и фантазию. Ребёнок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт нашей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Актуальность проекта

Однажды в нашем детском саду давали свекольный салат. Рома испачкал свою новую футболку, чему был очень огорчен. Он стал тереть пятно рукой, но оно не оттиралось. Футболка окрасилась в красный цвет. Мы стали успокаивать Тимофея. Он рассказал, что они были на отдыхе, играли с мячом, он упал в траву, у него на майке осталось зелёное пятно. А потом вспомнил, когда они с бабушкой перебирали ягоду, окрасились руки. Рома задал вопрос: «А что ягодой можно рисовать?», бабушка сказала: «Да», и предложила раскрасить цветок. Рома принёс рисунок в детский сад. Тогда ребятам стало интересно какими ещё ягодами можно рисовать. В беседе подошли к выводу, можно попробовать рисовать ягодами и фруктами.

Выдвинули гипотезу: если мы с ребятами изучим красящие свойства растений, проведем с ними опыты, то в дальнейшем сможем использовать их в творческой деятельности.

Поэтому объектом нашего исследования стали ягоды, фрукты и овощи, а предметом исследования - их способность окрашивать.

Цель:развитие познавательного интереса детей через ознакомление с красящими свойствами растений.

Задачи:

  • Расширить представления детей о разнообразии и способах использования природных красок через опытническую деятельность.
  • Нарисовать рисунки, используя природные краски.
  • Провести для дошкольников занятие по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов.
  • Создать альбом с творческими работами детей.

Организация видов деятельности:

  • совместная деятельность детей со взрослыми;
  • совместная деятельность ребенка со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

1. У детей повысится познавательный уровень.

  • У детей сформируется умение анализировать, делать выводы.
  • У детей сформируется опыт использования практических знаний при проведении опыта.
  • Ребята научатся использовать нетрадиционные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
  • Дети приобретут опыт публичной защиты проекта.

Этапы реализации проекта

Работа по реализации проекта предполагает 3 этапа.

1 этап - подготовительный: поставлена цель, определены задачи, методы работы, подбор растений и материалов для исследования

2 этап - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы, проведение опытов. 3 этап - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

План работы по проекту

№ п/п

Мероприятие

1.

Провести цикл бесед:

«Какие бывают краски?»

«Растения, имеющие яркие окраски»

2.

Чтение художественной литературы:

«Три веселых краски» Ю.Смольников.

«Петух и краски» В. Сутеев.

«Краски природы»

«Волшебные краски»

3.

Рассматривание энциклопедий о первобытных людях

4.

Проведение ряд опытов: «Покрасим ткань брусникой», «Покрасим ткань черникой», «Покрасим ткань свеклой», «Покрасим яйца луковой шелухой»

5

Составить таблицу ягод, фруктов и овощей, которые имеют красящие способности

6.

Продуктивная деятельность: рисование рисунков растениями

7.

Оформление альбома «Природная палитра»

Отчет о реализации проекта

Начиная свое исследование, мы предположили:

1. Если ягоды, фрукты и овощи имеют яркую окраску, то они могут окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).

2. Если ягоды, фрукты и овощи могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.

Для проверки первых своих предположений мы решили взять яркие овощи, фрукты и ягоды.

Затем мы провели первый эксперимент.

Наша цель была выяснить, все ли эти растения имеют способность окрашивать, в какие цвета они окрашивают бумагу и ткань.

Мы взяли кусочки овощей и фруктов, ягоды, лист бумаги. Затем отрезали от них кусочки, ягоды и провели ими по белому листу бумаги и белому кусочку ткани. Смотрели, окрашиваются ли они, и в какой цвет. В эксперименте «участвовали» свекла, морковь, лук, огурец, смородина, клюква, апельсин, черника, вишня, яблоко, груша, банан.

Пришли к выводу: все растения имеют способность окрашивать, не все из них оставляют яркий след.

Затем мы попробовали порисовать частями тех растений, которые давали самые яркие цвета при проведении эксперимента. И у нас получилось! Рисовать можно, но не удобно. И как ни старались быть аккуратными, а руки всё-таки испачкали.

Вывод: растениями, которые имеют яркую окраску, можно рисовать.

После проведенных опытов ребята отобрали растения, имеющие способность ярко окрашивать и сформировали таблицу «Калейдоскоп природных красок». Таблицу поместили в уголке творческой деятельности.

Из разных источников мы с ребятами выяснили, что краски появились в древние времена. Древние люди рисовали на стенах яркими, сочными красками из глины, угольками, сажей. Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Например, коричневую краску они делали из отвара луковой шелухи. Чтобы подтвердить эту гипотезу мы ребятам предложили совместно с родителями проверить это дома. Ребята, окрашивая яйца шелухой обычного лука получили золотистый цвет, а при окрашивании шелухой красного лука получили тёмнокоричневый цвет.

Вывод: Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе отвара луковой шелухи и ими можно красить.

В ходе проведенных исследований было выявлено, что среди растений есть красящие и ими можно рисовать. Ребята нарисовали рисунки и оформили их в альбом.

Список литературы:

  • Всё обо всём» популярная энциклопедия для детей. - М., 1995;
  • Википедия - общедоступная многоязычная универсальная интернет - энциклопедия;
  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
  • Детская энциклопедия издательства «Аванта»
  • Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? - Минск: «БЭСТ», 2008. 6.Интернет-ресурсы:

Поисковая система "Google".

7.Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. - Москва: «Белый город», 2002. - 215 с.

8.Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова - Москва: "Росмэн", 1997. - 117 с.

9. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. - М.: Аванта+, 2005г.

Фотоотчет по проекту


Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать