ПРОЕКТ «Все профессии важны – выбирай на вкус»

01.02.2022

Актуальность

Проблема приобщения к социальному миру является одной из актуальных в процессе становления личности ребёнка-дошкольника.

Одна из основных задач, которую определяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие ребёнка и формирование у него этой базовой компетентности.

Социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребёнка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребёнка. Социальный опыт - это всегда результат действий ребёнка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей представление о многообразии профессий, социальных ролей человека, познакомить с правилами и нормами жизни в обществе, дать возможность «примерить» на себя модели поведения, социальные и профессиональные роли, которые помогут им адекватно реагировать в конкретных жизненных ситуациях.

Кем быть? С этим вопросом неизбежно сталкиваются каждый юноша и каждая девушка, вступающие на самостоятельный жизненный путь. Правильно решить этот вопрос - значит, найти своё настоящее место в жизни. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь подробное представление о как можно большем количестве профессий. И чем раньше начать заниматься целенаправленным, ответственным выбором профессии, тем лучше. Подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий - одна из основных задач образовательных учреждений. В увлекательной, игровой форме знакомить ребят с огромным миром профессий необходимо уже с детского сада и начальных классов школы.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка 7 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Дети о профессиях знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

А потому в процессе реализации проекта «Все профессии важны - выбирай на вкус» мы познакомимся с различными видами профессий, узнаём о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе нужные качества лучше с детских лет.

Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывая живой интерес.

Опрос детей в группе показал, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, но при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, сотрудники детского сада, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители редко рассказывают детям о своей работе. А ведь склонность детей к определённым ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребёнка.

Вид проекта: краткосрочный, творческий и познавательно-исследовательский проект.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Проблема: дети мало знают о профессиях в целом, в частности - чем занимаются их родители на работе, какой вид деятельности выполняют.

Методы и формы работы, направленные на реализацию данного проекта:

Работа с родителями:

* интервьюирование;

* консультации на тему «Ранняя профориентация»;

* наглядная информация и папки-передвижки на тему «Ранняя профориентация дошкольников»;

* фотографии с рабочего места;

* мероприятие развлекательного характера - викторина, обыгрывание стихотворения «Кем быть?»

Методы:

-наглядный,

-словесный,

-практический,

-игровой.

Цель: обогащение и обобщение знаний по теме «Профессии» и развитие интереса и уважения к людям разных профессий.

Гипотеза:

Правда, что профессий много и они все разные?

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
  • Формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать;
  • Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии».

Развивающие:

  • Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление;
  • Развивать инициативность, умение действовать в коллективе.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к людям разных профессий;
  • Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

  • Дети могут использовать в своей речи существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
  • Дети могут классифицировать, сравнивать, анализировать; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
  • У детей расширятся знания о существовании различных профессий, о значимости, ценности каждого труда.
  • Детям поможет в будущем обрести в жизни своё любимое дело, доставляющее радость и приносящее пользу людям.
  • У родителей появится интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

План мероприятий:

I этап. Предварительный:

В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно - популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями. Индивидуальные беседы с детьми о том, кем и где работают их родители.

Внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов - помощников.

Оформление стенда «Все работы хороши - выбирай на вкус», прогнозирование результата.

Роль родителей в реализации проекта:

Беседовать, играть, рисовать, рассматривать фотографии, картинки.

Участие в мероприятиях, проводимых в детском саду, беседы с детьми дома, изготовление атрибутики к сюжетно - ролевым играм, помощь в оформлении лэпбука «Профессии моих родителей».

II этап. Организационный:

Оформление информационного стенда для родителей.

Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье».

Презентация для детей: «Чем пахнут ремёсла».

Составление календарно-тематического плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учётом интеграции образовательных областей.

Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.

III этап. Познавательно-творческий:

Реализация основных видов деятельности по плану проекта.

Мероприятия по реализации проекта с детьми:

Речевое развитие:

*Составление рассказов по теме «Моя будущая профессия»

Цель: Учить детей придумывать рассказ от первого лица, развивать творческое воображение, использовать описания, диалог, средства выразительной речи.

*Интервьюирование родителей (Приложение 2)

*Инсценирование стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»

*Рассказывание по сюжетным картинкам.

*Разгадывание загадок о профессиях.

*Обсуждение значения пословиц и поговорок о труде.

Чтение художественной литературы:

В. Маяковский «Кем быть?», М. Познанская «Пойдём на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла», С. Маршак «Откуда стол пришёл», Р. Скарри «Город добрых дел», И. Карпова «Кем быть? (серия книг о профессиях.

Пожарный: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».

Мед. работники: А. Кардашова «Наш доктор», К. Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с Тамарой санитары», И. Турчин «Человек заболел».

Шофёр, работник железной дороги, ГИБДД: Калинина «Как ребята переходили улицу», Б. Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице», М. Коршунов «Едет, спешит мальчик».

Учитель: Платонов «Ещё мама».

Строитель: С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», С. Георгиевская «Галина мама», Б. Заходер «Строители».

Работники почты: С. Маршак «Почта».

Химик: К. Химкат «Вода».

Печатник: С. Маршак «Как печатали вашу книгу».

Полицейский, военный: С. Маршак «Мы военные», С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».

Формирование целостной картины мира:

Экскурсия на кухню детского сада «Профессия - повар»

Цель: познакомить детей с трудом повара, расширить и закрепить знания о кухонной посуде.

Мастер - класс «Пироги из солёного теста».

Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии повар, развивать познавательные интересы, развивать речевую активность и диалогическую речь.

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада «Профессия - медсестра».

Цель: познакомить с профессией, развивать у детей наблюдательность, пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

Экскурсия в кабинет швеи детского сада «Профессия - швея, раскройщик».

Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей, вызвать у детей познавательный интерес, воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

Беседы о профессиях родителей и сотрудников детского сада:

Беседа «Какие бывают магазины» (продавец, торговый представитель, грузчик, директор магазина)

Беседа «Кто построил новый дом?» (строители, маляр, каменщик)

Беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, мед. работники)

Беседа «Кто нас воспитывает» (работники ДОУ)

Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»

Рисование:

  • «Раскраски - профессии»

Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу, научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

  • «Профессии будущего»

Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), формировать умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

  • Выставка рисунков «Профессии будущего».

Лепка:

  • Лепка «Пирожное для мамы»

Цель: развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Развивать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.

Сюжетно - ролевые игры:

  • «Магазин»

Цель: Вызвать интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

  • «Детский сад»

Цель: Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

  • «Швейное ателье»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

  • «Больница»

Цель: Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

  • «Школа»

Цель: Расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты0; самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Игра - викторина «Вспомни профессию из сказки». (Приложение 3)

Мероприятия по реализации проекта с родителями:

  • Оформление лэпбука «Профессии наших родителей», составление совместно с ребёнком рассказа.
  • Мастер - классы с детьми. Познакомились с такими профессиями, как: швея, медсестра, повар, воспитатель.

IV этап - Презентационный:

  • Создание лэпбука «Профессии наших родителей».
  • Изготовление альбома «Моя будущая профессия».

Результат проекта:

- Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда.

- Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей, дети стали активнее участвовать в обсуждениях о том, какая профессия интереснее.

- Дети научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, уверенно презентовать их перед своими товарищами.

-Ежедневные обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.

- Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, развил коммуникативные навыки.

Фотоотчёт проекта. (Приложение 4)

Список использованной литературы:

· Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М, 2003.

· Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет сада. - М, 1984.

· Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М, 1983.

· Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ № 2, 2012.

· Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014.

· Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю. Тетерина и В. А. Аржевитин - М, 2011

· Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М, 1990

· Интернет ресурсы:

https://pochemu4ka.ru Детям о профессиях: профессия врач.

https://nsportal.ru/ Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач

https://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc

https://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc

https://allforchildren.ru/ Раскраски для детей профессии

Приложение 1.

Текст детей:

Слайд 1. Титульный

Не так давно Надежда Николаевна познакомила нас со стихотворением

Слайд 2. Книга и знак вопроса. Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла», в котором рассказывается о профессиях. И мы задумались: «А кем бы мы хотели стать, когда вырастем?» Отгадывая загадки о профессиях, мы столкнулись с проблемой: «Мы мало о них знаем». Нашей целью стало как можно больше узнать о профессиях. На протяжении двух недель мы работали по этой теме.

Первым делом мы поработали журналистами. С помощью Надежды Николаевны подготовили вопросы и провели опрос родителей о их профессии. Посмотрите, как это было. Слайд 3. Видеоролик.

Слайд 4. Фото за компьютером и в библиотеке. Также родители помогли нам с поиском информации о профессиях в интернете. Многие из нас посетили библиотеку. Мы узнали, что профессий очень много. И оказывается многие существуют с давних времён, только у них не было названия.

Слайд 5. Фото экскурсии. Надежда Николаевна провела экскурсию по детскому саду. Мы узнали, что кроме воспитателя и младшего воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, медсестры и повара, есть помощники поваров, швея, плотник, завхоз, заместители заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель и самый главный человек в детском саду - заведующий. Теперь мы знаем, чем они занимаются, когда мы играем в группе. Слайд 6. Фото с играми. В детском саду мы играли в игры: «Сложи картинку», «Что делает?», «Кому принадлежит фраза?».

Слайд 7. Фото лепят. Мы были кондитерами - лепили печенье из солёного теста, Слайд 8. Фото моделируют. модельерами - придумывали платья на выпускной, Слайд 9. Фото строят. нефтяниками - строили нефтяную вышку. Слайд 10. Фото книг, читают. Нам читали рассказы и стихотворения о профессиях, показывали предметные и сюжетные картинки по теме. Слайд 11. Фото выставки. В группе была организованна выставка рисунков «Профессии будущего», Слайд 12. Фото с картинками по сказкам. проведена Викторина «Вспомни профессию из сказки».

Слайд 13. Фото продуктов. Продуктами нашей деятельности стали: лэпбук «Профессии наших родителей» и рассказы «Моя будущая профессия». Внимание на экран. Слайд 14. Видеоролик 3 рассказа.

Изучив много информации, мы сделали вывод: «Что интересных профессий очень много и каждая из них важна». Мы поняли, что не профессия красит человека, а человек - профессию, надо выполнять свою работу хорошо. Слайд 15. Пословица с картинкой. Даже есть пословица «Труд человека кормит, а лень портит».

А сейчас отрывок из стихотворения Маяковского «Кем быть?»

Слайд 16. Титульный. Спасибо за внимание! (все вместе)

Приложение 2.

Вопросы для интервьюирования родителей

  • Как называется ваша профессия?
  • Где вы работаете?
  • В чем вы одеты на работе? Какая ваша рабочая форма?
  • В чем заключатся ваши действия на работе? Что именно вы делаете на работе?
  • Расскажите об инструментах, которыми вы пользуетесь?
  • В чем заключается результат вашего труда?
  • Какими качествами должен обладать человек вашей профессии?

Приложение 3.

Викторина «Вспомни профессию из сказки»

  • Кем был дед, который посадил и вырастил большой овощ и назови сказку? (Огородником, Репка.)
  • Кем был отец Золушки? (Лесничий.)
  • Какой профессии был Джузеппе, друг Папы Карло из сказки «Буратино»? (Столяр.)
  • Кем была баба, которая приготовила румянное, круглое хлебобулочное изделие и назови сказку? (Пекарь, Колобок.)
  • Назови профессию Фрекен Бок из мультфильма про Карлсона? (Домработница, Малыш и Карлосон)
  • Кем был крокодил из сказки «Путаница»? (Пожарный.)
  • Какая профессия у человека, который написал сказку «Мойдодыр» и назови его? (Автор/писатель, Чуковский.)
  • Кем был отец Настеньки из сказки «Аленький цветочек»? (Купцом.)
  • Кем был отец Мальчика с пальчик? (Дровосеком.)
  • Вспоминаем сказку про Незнайку. Если кто-то не знает, то может догадаться. Кто по профессии герой Тюбик? (Художник.)
  • Кто Гусля? (Музыкант.)
  • Кто Винтик? (Механик.)
  • Кто Пулька? (Охотник.)
  • Кто Цветик? (Поэт.)
  • Кто Стекляшкин? (Астроном.)
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать